8 октября в Запорожье должна состояться отчетно-выборная Конференция Федерации легкой атлетики Украины, где основным моментом, конечно же, будут выборы ее нового руководителя. Впрочем, нового ли? Ведь среди кандидатов на эту должность присутствуют нынешний ее обладатель Игорь Гоцул и экс-президент ФЛАУ, знаменитый Валерий Борзов.
По всей видимости, именно они и есть основными фаворитами. Двое других – олимпийский чемпион и рекордсмен мира 1972 в многоборье Николай Авилов, а также нынешний директор Департамента по делам молодежи и спорта Харьковской обладминистрации, почетный президент Федерации легкой атлетики Харьковской области Виталий Кириленко, скорее всего, ограничатся второстепенными ролями.
Во всяком случае, представить широкой общественности свои программы они почему-то не удосужились. Впрочем, не дождались мы их и от двух вышеуказанных личностей, но здесь ситуация другая. Игорю Гоцулу, после, мягко говоря, предельно скромных достижений на Играх в Рио-де-Жанейро наверняка и сказать особо нечего.
Поэтому он ограничился эдаким манифестом, насыщенным множеством популистских заверений, однако отсутствием вразумительной конкретики. Соответственно, Гоцулу остается уповать исключительно на верность тех, кто тому самому «предельно скромному» вовсю поспособствовал и, по логике вещей, должен бы разделить за него напрашивающуюся аналогичную ответственность. Хотя где вы видели в нашей стране, чтобы люди, не давшие ожидаемого всеми результата, покаялись и добровольно оставили свои, так сказать, уютные насиженные места?
Что же касается Валерия Борзова, то его программа, в принципе, ярко обозначилась еще пять лет назад и, по словам самого двукратного олимпийского чемпиона, с тех пор почти не изменилась. Тем не менее, о ней, о причинах неудач многих отечественных атлетов на главном старте минувшего четырехлетия и путях выхода из тупиковой ныне, на его взгляд, ситуации в украинской Королеве спорта экс-президент ФЛАУ в эксклюзивном интервью корреспонденту «СЭ» поведал весьма охотно…
ТРЕБУЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТРЕНЕРЫ-МЕТОДИСТЫ
– Валерий Филиппович, пока еще свежи воспоминания об Олимпиаде-2016 и, в частности, о выступлениях там отечественной легкоатлетической сборной, хотелось бы услышать и вашу оценку ее результатов. Вообще, комментарии диаметрально противоположные. Одни специалисты, в основном из нынешнего руководства ФЛАУ, склонны видеть в наших атлетах героев, поскольку, мол, выполнение олимпийских нормативов уже является подвигом. Другие же считают, что подобные подвиги обходятся стране слишком дорого, ведь денег на их подготовку ушли миллионы, а на выходе получили лишь бронзовую награду высотника Богдана Бондаренко…
– Сразу же после Игр мы сделали тщательный анализ выступлений, и пришли к выводу, что за последнее четырехлетие у нас произошло резкое падение результатов во всех возрастных категориях. С чем это связано? Все просто. Еще пять лет назад наметилось резкое усиление борьбы с допингом, а у нас, чего греха таить, были случаи применения запрещенных препаратов не только взрослыми, но даже и юниорами. Соответственно, уже тогда я призвал наставников перестать играть с огнем и перейти исключительно на методическую основу подготовки спортсменов, а вместе с тем инициировал перемены в тренерском штабе штатной сборной. Ставка там делалась как раз на зрелых методистов, а не, так сказать, организаторов-хозяйственников.
Однако мне не поверили! Не поверили, и начался протест со стороны, так сказать, подговоренных атлетов и их наставников. Не буду называть их фамилии – они всем хорошо известны. При этом многие из них, как и их последователи, до сих пор не верят, что, образно говоря, время фармакологической анархии уже ушло окончательно. Но именно это самое неверие как раз и легло в основу резкого ухудшения результатов легкоатлетов Украины.
Справедливости ради, замечу, что увлечение фармакологическими рисками ради достижения конкурентоспособности с признанными мировыми лидерами началось более 40 лет назад и пошло не из нашей страны. Однако стало весьма заразительным. И спортсмены, в погоне за медалями и связанными с ними различными материальными благами, все настойчивее игнорировали официальную позицию своих национальных федераций, нарушая правила честной игры исключительно по собственной воле.
Конечно, некоторые попадались на этом и раньше, о чем ярко свидетельствует обнародованная весьма нелицеприятная статистика. Но других это не сильно пугало. И все же рано или поздно этому требовалось положить конец. Я понимал, что лучше как можно раньше, поэтому подобрал соответствующую команду и потребовал жесткого перехода на методическую основу тренировочного процесса. Мы инициировали проведение совместных подготовительных сборов для взрослых и перспективной молодежи, что сопутствовало повышению уровня квалификации последних вместе с их персональными наставниками, а также приличной экономии средств. Причем на этих сборах обязательно проходили семинары-практикумы. Подчеркну – не теоретические, а именно практические!
Я лично занимался эстафетами. Ни для кого не секрет, что в Ялте я выходил на стадион и давал определенные указания и рекомендации. Настойчиво предлагал спринтерам и тренерам, с целью роста их результатов, переходить на узкоспециализированные занятия – с увеличением интенсивности нагрузки, но исключающим всякие фармакологические стимулирования. И не только им. Давайте возьмем метателей. У нас как? Метнул – пошел за снарядом. Вернулся, потоптался – опять метнул и опять пошел. Сколько раз так выйдет за тренировку? 20-30. А требуется 150-200! Значит, необходимо переходить на новую методику с усиленными нагрузками. Да, будет трудно, порою даже невыносимо. Но иначе и результат не придет. Однако тренеры на это не пошли.
– Извините, а можно уточнить, какие именно рекомендации вы давали эстафетчикам?
– Главное в эстафете – сопряжение скоростей и определение реального гандикапа. А его можно определить лишь при максимальной скорости бега, который практикуется только на соревнованиях. Соответственно, чтобы вычислить оптимальную длину этого гандикапа, на тренировках я предлагал поступать следующим образом: уходящий с метки должен стартовать не только по визуальному наблюдению за приближающимся к ней, а и по команде тренера. То есть, тем самым не позволять отдающему забежать за нее раньше, а принимающему – не начать бег позже сигнала наставника. В этом весь фокус! Сопоставив зрительный ракурс со звуковым 15-20 раз подряд, убегающий автоматически научится вычислять позицию набегающего, когда звучит команда со стороны. И, тем самым, начнет стартовать с метки предельно своевременно.
Второй момент – добиться момента передачи палочки на максимальных скоростях. У нас ведь как – передающий, пробежав 100 метров, убежден, что свой отрезок уже отпахал. А в реальности недоработал как раз на важнейших последующих 20 метрах! Указав на этот аспект, нам оставалось вычислить скорость передающего в мгновение передачи палочки и далее, с помощью определенных технических нюансов, уравнять ее со скоростью принимающего.
Кстати, проанализировали также скорость прыгунов в длину. И оказалось, что некоторые за 10 метров до планки отталкивания мчали, скажем, 11 м/с, а на самой планке – уже только 9 м/с. Спрашивается, зачем тебе разгон, если ты потом тормозишь?!
Признаться, подобных казусов хватало и в других видах. Но наиболее печальное – когда мы задавали тренерам соответствующие вопросы, оказалось, что ответы на них знали лишь единицы. Получается, наставников-методистов оставалось с гулькин нос. Естественно, мы попытались исправить ситуацию, так сказать, жесткой рукой, чтобы со временем привлечь к тренерской деятельности хорошо подготовленную нами же молодежь. Но, понятно, понравилось это далеко не всем. Вот и возник тот самый протест, который закончился тем, что вам хорошо известно. Наша команда была вынуждена уйти в сторону.
КАЧЕСТВО – НИЧТО, ИМИДЖ – ВСЕ?
– Вот и мы сейчас ушли в сторону от Олимпиады. Все же, как лично вы оцениваете на ней достижения наших атлетов?
– В информации, которая с подачи ФЛАУ предоставляется в отдельных СМИ, имидж многих соревнований значительно преувеличен. Но на деле они никак не могут сравниться с Олимпиадой или чемпионатом мира. И прикрыть добытыми там медалями (кстати, преимущественно с откровенно посредственными результатами) неудачное выступление в Рио не получится. А оно вышло именно неудачным, причем, самым неудачным за всю историю выступлений украинцев на Играх!
– Однако же причиной этого выставляют вовсе не недостачу тренеров-методистов…
– Да, как оправдание я слышу только «война, нехватка денег, отсутствие баз и отъезд за рубеж ведущих специалистов». Допустим. Однако нашей паралимпийской сборной все это не помешало выступить в Рио блестяще. Значит, причины все же иные.
Могли ли быть результаты более высокими? Думаю, могли. Для этого, как мне кажется, основные усилия в подготовке требовалось уделить тем видам легкой атлетики, где мы традиционно добывали медали. Радикальное решение? Несомненно! Однако никто на него не отважился. Почему? Смею предположить, исключительно из-за боязни потерять свой имидж. То есть, в итоге работали не на качество, а на имидж. Но в данной ситуации, когда требуются реальные предложения по выходу из кризиса, подобное просто недопустимо! Если действительно хотим сохранить, уже прилично пошатнувшийся, авторитет отечественной легкой атлетики в мире, о собственном имидже необходимо забыть! Да, шаги потребуются непопулярные, однако другого пути нет. И наша команда готова его пройти.
ПРОВАЛ ПРОЕХАЛИ, ЧТО ВПЕРЕДИ?
– Ваша команда – это кто?
– Нас называют стариками. Действительно, мы старики, но где найти сегодня нужное количество молодых, обладающих достаточными методическими познаниями? Их попросту нет. Вот мы и ставим себе цель научить их. Пороху в пороховницах у нас хватает. И моего личного запала, думаю, года на три еще хватит. Кстати, этого времени вполне достаточно и для того, чтобы подготовить себе высококвалифицированного и эрудированного преемника.
– Вы считаете, что значительного повышения результатов реально добиться только через тотальное возвращение основ методической подготовки?
– Убежден в этом! Конечно, есть еще немало других значимых факторов, но методика – главное! В конце концов, именно на ней сборная СССР постоянно достойно конкурировала и побеждала команду США, пока не пришла эра фармакологии. История моей карьеры может служить тому подтверждением. Вот и сейчас настоятельно призываю спортсменов окончательно отказаться от стимулирования фармакологией. Особенно анархичного, которое безнаказанным уже не останется. А для восстановления организма после сильных нагрузок есть немало препаратов на исключительно натуральных компонентах.
– Кстати, фактически все наши ведущие спортсмены жалуются не на условия для подготовки, а на условия для восстановления. Мол, в Украине их попросту нет…
– А кто этим вопросом занимался? Никто! А ведь могли и должны были заниматься, поскольку бюджетное финансирование позволяло. Это во время моей работы во главе ФЛАУ мы такой возможности не имели. Вы не представляете, как нам приходилось выкручиваться для сохранения календаря, когда у профильного министерства не находилось вовремя денег! Ведь нарушить календарь – это нарваться на штрафные санкции. Поэтому и приходилось постоянно сохранять в запасе миллион-полтора для оперативного решения форс-мажорных ситуаций. Поверьте, они случались нередко.
А в нынешнем сезоне ФЛАУ сама распоряжалась бюджетными деньгами. Однако сейчас так называемые специалисты, отчаянно хватающиеся за нынешние должности, находят массу любых причин, из-за которых они провалились. При этом, что интересно, термин «провалились» не употребляется вовсе и не дается резкая отрицательная оценка этому провалу. А она обязана прозвучать! Но не для самоедства, а для поиска радикальных путей исправления ситуации. Ведь этот провал мы уже проехали, а вот что впереди? Ковыряться в прошлом легко. Куда сложнее понять, что нужно сделать, чтобы пойти в нужном направлении в будущем, да еще и всей Европе показать – как это делается.
– Только Европе?
– Для начала – хотя бы так. Ну, не можем же мы в целом тягаться по уровню условий подготовки и медицины с той же Америкой! Разве что в двух-трех отдельных дисциплинах. Вот именно в них я и вижу возможность началу возвращения утраченных позиций. А там, глядишь, и остальные подтянутся…
Сергей ДАЦЕНКО, Спорт-Экспресс в Украине